Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НОО)
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.
ФГОС НОО выдвигает три группы требований:
• к результату образования;
• к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
• к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Целью школы становятся не только знания, но и умения:
• ставить цель и добиваться ее;
• самостоятельно добывать и применять знания;
• составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
• задавать вопросы;
• ясно выражать свои мысли;
• заботиться о других, быть нравственным человеком
• сохранять и укреплять своё здоровье
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), которые дают обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия подразделяются на 4 группы.
• Регулятивные (умение учиться) — умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
• Личностные (понять себя и чувства другого) – умение правильно оценивать себя и свои поступки; ребёнок начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
• Коммуникативные (общение) — умение взаимодействовать в социуме, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
• Познавательные (сделать учебу интересней) – умение познавать и исследовать окружающий мир; ребёнок овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Она даёт направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). У каждого ребенка совместно с родителями (законными представителями) появляется возможность выбрать себе интересное дело.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Результат образования — дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Так как в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся, освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».
Каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.