Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир природы»,
(игра для 3 классов), учитель Джуламбаева Е.Н.
Приветствие.
Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на игре по окружающему миру. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по окружающей нас природы. (слайд №1)
Просмотр слайдов о природе. Что такое природа? Это лиса, поля, реки, озёра. Это животные и птицы, рыбы и насекомые. Это сам человек. Как много интересного можно увидеть вокруг, если уметь смотреть, наблюдать, слушать, чувствовать, удивляться, понимать, любить… заглянём в этот изумительный мир звуков, красок, в мир необычного и загадочного… (слайды №2-6)
- «Земля – наш общий дом». (на доске)
Викторина (по два вопроса каждой команде):
- За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? ( за 24 часа, т.е. за сутки)
- Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце)
- Как называется естественный спутник Земли? ( Луна)
- За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (за 365 дней, т.е. за год)
- Как называется уменьшенная модель Земли? (глобус)
- Кто и когда совершил первый полёт в космос? (Ю.А.Гагарин 1961 году)
- «Времена года». (на доске)
Назовите одним словом: зима, весна, лето, осень.
О каком времени года идёт речь в стихотворении?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Е.Трутнева) (слайд №7)
Загадки каждой команде о месяцах.
- Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)
- Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
- Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи. (ноябрь)
Задания:
- ? Собрать пословицы и объяснить их значение.
Лето со снопами, осень с пирогами. (слайд № 8)
Осень – собериха, зима – поедиха. (слайд № 9)
Ноябрь зиму начинает, с морозом венчает. (слайд № 10)
- ? Подчеркни названия растений, у которых осенью наблюдается листопад:
Берёза, липа, кедр, лиственница, яблоня, сосна, ель, тополь.
- ? Подчеркни осенние явления природы:
Радуга, град, дождь, роса, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, листопад.
- ? Подчеркни названия перелётных птиц:
Грач, воробей, голубь, ласточка, утка, дятел, жаворонок.
- Зима. (слайд № 11)
Снег на полях,
Лёд на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (зимой)
Назовите три зимних месяца. (декабрь, январь, февраль)
(слайд № 12,13)
Задания:
- ? Соединить стрелками: кто, что готовит на зиму?
Медведь зерно
Мыши грибы
Бобры мёд
Белка жир
Пчёлы ветки деревьев
- ? Соедини названия животных со звуками, которые они издают.
Лошадь воет
Волк рычит
Баран мычит
Свинья блеет
Корова хрюкает
Мышь ржёт
Медведь пищит
- ? Подчеркни предложения в которых допущены ошибки:
Наступила зима. Стоят сильные морозы. Земля покрылась молодой травкой. Деревья украшены инеем. Давно улетели перелётные птицы в дальние края. Только одинокий жаворонок поёт на берёзе. Мороз сковал воду на реке. Только утки ходят по льду и клюют семена деревьев. Молоденькие ёлочки спрятались под снежное покрывало.
- Весна. (слайд № 14)
О каком времени года говорится в стихотворении?
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.
Конкурс капитанов. (по пять вопросов каждому)
? Какой снег быстрее тает, чистый или грязный? (грязный)
? Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (подбирают червей, личинок)
? Кто раньше прилетает к нам: стрижи или ласточки? (ласточки)
? Где устраивают себе гнездо скворцы, которым не хватило скворечника? (в рощах и садах, в дуплах)
? Весной или летом цветёт сирень? (весной)
v Обледеневшая при стоке жидкость в виде заострённой палочки. (сосулька)
v Движение кусков льда по течению реки. (ледоход)
v Что набухает у деревьев весной? (почки)
v Первые цветы, появляющиеся весной? (подснежники)
v Время года, когда пробуждается всё живое? (весна)
- ? Древнеславянский праздник проводов зимы? (масленица)
- ? Дерево, у которого весной появляются серёжки? (берёза)
- ? Процесс смены шерсти у животных? (линька)
- ? Место, где стаял лёд и открылась земля? (проталина)
- ? Второй весенний месяц? (апрель)
- Лето. (слайд № 15)
А сейчас мы отправляемся с вами в лес.
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Всё открой нам, не таи:
Ты же видишь — мы свои!
Какие тайны хранит лес?
О какой тайне говорится в стихотворении?
Здесь в зарослях лесных,
Где всё так с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать. (лекарственные растения) (слайд № 16)
Игра «Добрые советы». (слайд № 17)
Каждой команде по два лепестка, седьмой лепесток – со зрителями.
(слайды № 18-27)
Разгадывание кроссворда «Узнай меня в лицо» – по два вопроса каждой команде. (слайд № 28,29)
Как сберечь эти растения? (слайд № 30,31)
- В мире животных. (слайды № 32-65)
Какие это животные, дикие или домашние?
Командам даётся лист с буквами: ц о б а к с а т у г ь о ы к у з к в составить названия домашних животных, проводится игра со зрителями.
Распределить животных по группам: (игра со зрителями)
Млекопитающие, земноводные, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся: лягушка, орёл, мышь, бабочка, щука, змея, божья коровка, сом, варан.
Здесь в зарослях лесных, Есть в травах и цветах
Где всё так с детства мило, Целительная сила
Где чистым воздухом Для всех умеющих их
Приятно так дышать, Тайну разгадать.
Вот такие чудеса мог заметить человек, который любит, понимает, чувствует всем сердцем и заботится о нашей матушке-природе.
Как вы думаете, нуждается ли наша природа в бережном отношении к ней? Докажите.
- Природа в опасности. (слайды №66-70)
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнуть ниточки воды.
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты!
Она спасенья просит у людей!
Что такого страшного вы услышали в этом стихотворении?
Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?
- Берегите природу. (слайд №71,72)
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля одна на всех!
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда! (слайды №73-81)
- Итог игры. Награждение победителей. Рефлексия.
(дети рассказывают о своих чувствах, ощущениях, делятся впечатлениями, что понравилось, запомнилось, удивило).